Чьими именами названы типографские шрифты?

large_John-Baskerville_crop@2x.jpgКоличество гарнитур шрифтов, применяемых в настоящее время, очень велико. Всем находится работа. Ведь кроме книг, шрифты сейчас применяют и при создании Веб-сайтов. А ведь компьютерный экран – это совсем другая медиа-среда и, значит, совсем другое восприятие шрифта. Относительно недавно появились особенные гарнитуры, предназначенные для мобильных телефонов и планшетных компьютеров. Они замечательно смотрятся именно на небольших экранах.
Какого-то принципа наименования гарнитур шрифтов не разработано. Бывает, что название дают по тому печатному органу, где впервые эту гарнитуру применили. Есть, например, гарнитура Times. Этот новый шрифт был придуман Стенли Морисоном (Stanley Morison; 1889 — 1967) в 1929 году, когда редакция лондонской газеты «Таймс» (The Times) решила полностью изменить внешний вид газеты, которой к тому времени исполнилось уже 100 лет. Старый шрифт, которым набирали газету, тоже решили заменить на новый, более компактный, более красивый и лучше читаемый. А главное, консервативная «Таймс», которую читали министры и государственные деятели королевства, должна была выглядеть иначе, чем бульварные газеты, которые набирали старым шрифтом. И вот с 1932 года газету «Таймс» стали печать новым шрифтом, который сейчас стал одним из самых известных и узнаваемых в мире.
Много шрифтов было названо именами знаменитых печатников или изготовителей шрифтов.
Одна из наиболее распространенных «именных» гарнитур – баскервиль, названа по имени английского типографа Джона Баскервиля (John Baskerville; 1706 – 1775).
Как уже было сказано, создателями шрифтов чаще всего становились ювелиры. Джон Баскервиль, прежде чем стать шрифтовиком был учителем чистописания. То есть, умение красиво выписывать буквы у него было. Баскервиль также научился отливать буквы и гравировать их, создавая красивый, хорошо читаемый шрифт.
Баскервиль был универсальным печатником. Он собственными руками изготовлял все, что было необходимо для печатания: и шрифт, и типографскую краску, и даже бумагу.
Одно из изобретений Баскервиля – веле́невая бумага. Это название происходит от французского слова «velin», что означает тонко выделанную кожу, пергамент. Веленевая бумаг варилась из чистой целлюлозы, без следов древесных стружек. В результате бумага получалась качественнейшая, плотная, без водяных знаков. Она, в самом деле, была похожа на тонкий пергамент, который очень часто применяли в рукописных книгах. Первые партии веленевой бумаги были изготовлены в Англии в 1757 году.
Другой известный «именной» шрифт называется гарамон в честь французского гравера и изготовителя шрифтов Клода Гарамона (Claude Garamond; 1499 — 1561). Гарамон был владельцем типографии и гравером, чьи шрифты впервые появились в книгах, которые издавали в Париже в первой половине 16-го века. Шрифты радовали глаз настолько, что другие шрифтовики не считали грехом позаимствовать разработки Гарамона. Как видим, пиратство появилось на самой заре книгоиздательства. Впрочем, и сам Гарамон не стеснялся использовать и творчески перерабатывать шрифты Альда Мануция.
Свою известность Клод Гарамон смог монетизировать, разработав курсивный шрифт для издания греческих классиков, финансированного самим королем Франциском I (1494 — 1547). Этот король известен тем, что во время своего правления стал поощрять во Франции искусства и науки. Именно в это время французское высшее общество стало приобретать то, чем в дальнейшем прославилось, красоту и изящество.
Нельзя сказать, что Клод Гарамон сказочно обогатился, участвуя в королевском проекте, но известность он получил именно в это время. Его латинские шрифты стали использоваться при публикации государственных актов и судебных постановлений. Таким образом, деятельность Клода Гарамона оказала влияние не только на книгопечатание во Франции, но и во всей Западной Европе
Гарнитура шрифтов «Гарамон» до сих пор является одной из самых популярных в мире. Например, все американские издания книг о Гарри Поттере были набраны этим шрифтом, не только красивым, но и разборчивым, который легко читать даже детям.
large_John-Baskerville_crop@2x.jpgИтальянец Джамбаттиста Бодони (Giambattista Bodoni; 1740 — 1813) был потомственным типографом и шрифтовиком. Еще его дед был наборщиком в типографии Ватикана. Обучившись ремеслу типографа от отца, в 18 лет он поступил на службу туда же, в типографию при Святом Престоле. Здесь ему было поручено разобраться с гарнитурами шрифта Гарамон, которые папа Сикст V приобрел для ватиканской типографии еще в 15 веке. Бодони не только успешно разобрался со старинными гарнитурами, но создал на основе шрифта Гарамона свой шрифт, которому впоследствии было дано его имя. Шрифт Бодони красив, но из-за того, что его буквы сильно вытянуты вверх, относительно плохо читается. Поэтому его чаще всего используют для набора заголовков или объявлений.
Поскольку в Ватиканской типографии, где трудился Бодони, печатались и книги на славянских языках, он разработал около 80 кириллических шрифтов.
Кстати, среди гарнитур кириллических шрифтов есть несколько, названных в честь художников-шрифтовиков, их разработавших. Так, Вадим Владимирович Лазурский (1909 — 1994) в 1957 – 1961 годах разработал шрифт для набора художественной литературы и изданий по искусству, который получил название «гарнитура Лазурского» или попросту Лазурский.
График Галина Андреевна Банникова (1901—1972) в 1950 году создала гарнитуру, которая также использовалась для набора книг по искусству и художественных произведений. Шрифтовая гарнитура «Банниковская» (или «Bannikova») считается оригинальной кириллической гарнитурой, которая не имеет прототипа в латинице, а специалисты типографы числят этот шрифт одним из лучших, которыми набирают книги на русском и других кириллических языках.

Статья опубликована на сайте Школа жизни
Статья опубликована на сайте Школа жизни
Полезные ссылки:
  1. История шрифта Times New Roman
  2. Христофо́р Планте́н или Плантейн в Википедии
  3. В. В. Лазурский в Википедии
  4. Азы типографики
  5. Сергей Чехонин – два шрифта одной революции
  6. Бодони в Википедии

Комментарии